Специфика профориентационной работы с детьми-инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Профориентационную работу с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осложняет неоднородность состава группы (класса) по психологическим, познавательным, эмоциональным особенностям учащихся. Профориентационную работу с детьми и подростками должно предварять изучение специфики их заболеваний. Ниже приводится классификация основных групп лиц с ОВЗ.
1.Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
2.Нарушения зрения (незрячие, слабовидящие);
3.Нарушения речи;
4.Нарушения опорно-двигательного аппарата;
5.Задержка психического развития;
6.Умственная отсталость;
7.Аутизм;
8.Комплексные нарушения;
Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:
1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.
Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности. В профессиональной ориентации с ОВЗ необходимо иользовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.
Методический инструментарий для профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростка. При выборе профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные особенности, а также перспективы развития.
Для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ развитие способностей во многом зависит от психологической поддержки со стороны взрослых. Эта поддержка должна опираться на факты из жизни людей, добившихся профессионального успеха вопреки своим ограничениям (безрукий иконописец Григорий Журавлев, слепоглухой психолог Александр Суворов, спортсмены-параолимпийцы, безрукий китайский пианист ЛюВэй и т.д.).
Определение профессиональных интересов и склонностей, мыслительных способностей, личностных особенностей
Профессиональная успешность во многом определяется совпадением желаний человека и его возможностями. Данный блок методик позволяет уточнить сформированность профессиональных интересов подростков и соотнести их с профессиональным выбором.
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Направление |
Примечание |
1. |
Методика «Определение профессионального типа личности» |
Г.В. Резапкина |
В основе методики лежат типологии Е.А. Климова и Дж. Холланда, дополняющие друг друга. В методике попарно сравниваются 60 профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. Методика включает профессии, доступные лицам с ограниченными возможностями здоровья. |
|
2. |
Тест интеллектуального потенциала (ТИП) |
П. Ржичан |
Тест направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. Успешность его выполнения зависит от способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. На работу с основными заданиями отводится 20 минут. Тест состоит из 4 тренировочных и 29 основных заданий, расположенных по возрастающей сложности. |
|
3. |
Методика «Мои профессиональные интересы» |
Г.В. Резапкина |
Методика направлена на осознание профессиональных интересов. |
|
4. |
Тест эмоций |
Модифицированная методика Басса-Дарки |
Тест состоит из 35 утверждений, характеризующих различные проявления агрессивного поведения (физическая, косвенная, вербальная, или словесная, агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность). |
|
5. |
Анкета здоровья |
Опросник вегетативной лабильности |
Методика состоит из 20 утверждений и направлена на выявление тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями со сверстниками и взрослыми. |
|
6 |
Анкета мотивов выбора профессии |
Анкетирование |
Перечень возможных мотивов обучающихся в выборе профессий
|
|
7 |
Методика «или, или» |
модификация методики «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова. |
Диагностика образовательных запросов обучающихся, мотивов, интересов и склонностей.
|
|
8 |
Методика Дж. Холланда ОПП |
|
Диагностика образовательных запросов обучающихся, мотивов, интересов и склонностей
|
|
9
|
Тест «Тип вашего темперамента» |
|
Диагностика и самодиагностика предрасположенности к определенным направлениям образовательной деятельности |
|
10 |
ШТУР (школьный тест умственного развития) |
|
Диагностика интеллекта |
|
Занятие проводятся в виде тренингов, лекций, бесед, анкетирования, тестирования.
В занятиях принимает участие группа количеством 10-13 человек, а также занятия проходят индивидуально
Продолжительность одного занятия 25 минут.