МБОУ "Остерская средняя школа" Рославльского района Смоленской области

Директор

+7 (48134) 5-39-03

Заместитель директора по учебной работе

+7 (48134) 5-39-63

216537 Смоленская область, Рославльский район, с.Остер, ул Школьная, д1

Посмотреть на карте

Профориентация игры и тренинги.

Профориентационные игры и тренинги.

Игра – упражнение «Самая классная профессия».

Упражнение проходит в игровой форме с элементами арт-терапии.

Очень нравится подросткам и всегда проходит успешно.

Обязательное условие – игра должна проходить в конце тренинга, как заключительный этап, на закрепление полученного информационного материала.

Целевая аудитория – подростки 14-16 лет (количество 20-25 человек)

Необходимое оборудование: зал для проведения тренинга, флипчарт или другая магнитная доска, карандаши, фломастеры, цветные мелки, чистые листы ватмана (5шт.), клей, ножницы, журналы с картинками. Все с расчетом на 5 команд.

Цель игры: более глубокое знакомство подростков с классификацией профессий, развитие представлений о средствах и условиях труда, развитие навыков анализа профессии.

Полностью ход игры и условия сразу не проговариваются.

Ход игры:

  1. Предлагается всем участникам пройти несложное тестирование на определение профессиональных склонностей - тест ДДО (Климова)

 

  1. По результатам тестирования, участники распределяются на пять команд: команда «Человек-Техника», команда «Человек-Знаковая система», команда «Человек-Человек», команда «Человек-Художественный образ» и команда «Человек-Природа».
  1. Каждой команде выдается «табличка», обозначающая сферу деятельности, лист ватмана и необходимое оборудование: карандаши, фломастеры и т.д.
  1. Проговаривается задание-инструкция:

Задание: Выберите одну профессию, соответствующую той сфере деятельности, к которой у Вас проявился интерес и склонности.

Создайте «образ» человека-профессионала и нарисуйте его: как он выглядит, в чем одет, где и чем занимается (в профессиональной деятельности), какое оборудование, инструменты использует, (время 20-30 мин.).

Презентовать профессию (рассказать о ней) необходимо с учетом следующих критериев:

  1. Мотив выбора данной профессии (почему, зачем и как он выбрал именно эту профессию)
  1. Образование (где и какое образование он получил)
  1. Способности (какими способностями, умениями, навыками он обладает)
  1. Личность (какими личностными качествами он обладает)
  1. Востребованность на рынке труда (где, кем и как он осуществляет свою профессиональную деятельность)
  1. Заработок и карьерный рост (сколько он зарабатывает и что его ждет в дальнейшем)

 

  1. Результаты деятельности (польза, «нужность», эффективность)

Условие победы – побеждает та команда, которая выполнила все условия презентации и смогла доказать или заставить поверить, что их профессия самая лучшая, востребованная и интересная.

Профориентационная игра "Цепочка профессий"

Цель: упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6—8 до 15—20. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

2.По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3.При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар - мясник - слесарь (тоже— рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.

Визуально-рефлексивное упражнение "Призвание"

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

1)Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

2)Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувствует? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

3)Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализации в группе.

Профориентационная игра «Автопортрет»

Цель игры – в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Игровое упражнение проводится в круге (число участников от 7 – 10 до 15 человек).

Время – от 20 минут.

Процедура методики:

1. Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.

2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы "на одном дыхании". Подписывать листок не надо». Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка – гениален (так говорят великие художники...). Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких окажется много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить...

3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.

4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию... Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».

6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии соответствующие данному автопортрету. Опыт показывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно. Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским. Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень даже глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала

Профориентационная игра «Кто есть кто?»

Цель упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек.

Время на первое проигрывание – 5 – 7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

 

1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.

 

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

 

Чем полезно: Позволяет узнать, какие качества, черты замечают в тебе другие люди, и поговорить о стереотипах, сложившихся вокруг той или иной профессии.

 

 

"Я и мир профессий"

(игротренинг)

 

Как хорошо, когда у человека есть

возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Али Апшерони

 

1. Занятие по профориентации «Я и мир профессий»

2. Форма проведения мероприятия - игротренинг, посвященный профессиям.

3. Занятие «Я и мир профессий» проводится в актовом зале или кабинете социального педагога. Занятие предназначено для выпускников интернатного учреждения (9 и11 классы).

4. Цели и задачи занятия

Ориентировочное время: 40-45 минут

 

Цели:

  • развивать умение работать самостоятельно и в группе
  • развивать умение планировать и оценивать свою деятельность
  • расширить знания детей о мире профессий
  • развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному будущему
  • обеспечить готовность выпускников к профессиональному самоопределению

 

Задачи:

  • создание условий для обогащения представлений воспитанников о мире профессий
  • развитие творческого потенциала личности
  • развитие артистических способностей личности
  • формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению
  • воспитание коммуникативной культуры
  • уважения к профессии.

 

Оборудование:

  1. стенды классификации профессий (слайды)
  2. карточки с названиями профессий (слайды)
  3. тестовые бланки
  4. плакаты с пословицами о труде (слайды)
  5. видео - проектор для показа слайдов
  6. шариковая ручка

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

  1. Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии. Каждый из вас, задумываясь о завтрашнем дне, планирует профессиональное будущее, карьеру. Первый и самый решающий шаг в карьере – осознанный и самостоятельный выбор профессии. А для этого необходимо уже сейчас подумать, чем вы можете быть полезны людям, обществу, объективно оценить личные запросы и потребности и определить те недостающие качества, над которыми предстоит работать.

Получение профессионального образования до начала трудовой деятельности является одним из главных условий развития профессиональной карьеры. Ваши знания, умения и навыки – это тот товар, который вы сможете в дальнейшем предложить на рынке труда. И от того, насколько он окажется качественным, зависит ваше будущее.

 

Итак, вы заканчиваете 9 или 11 класс. Тогда заранее спланируйте свои дальнейшие действия:

  • решите, какую специальность вы хотите получить, при этом постарайтесь совместить в выборе свои интерес, способности, здоровье, а также востребованность профессии на рынке труда;
  • подберите из справочника для поступающих несколько образовательных учреждений;
  • по возможности посетите это образовательное учреждение, либо позвоните в приемную комиссию;
  • выясните, как осуществляется прием, есть ли ограничения по состоянию здоровья, какие вступительные испытания вас ждут, узнайте проходные баллы предыдущих лет, реальность трудоустройства после окончания учебы;
  • если вы выбираете обучение в негосударственном образовательном учреждении или филиале вуза, поинтересуйтесь, есть ли там лицензия на ведение образовательной деятельности, аккредитовано ли оно, то есть имеет ли право выдавать документ государственного образца о соответствующем образовании; проконсультируйтесь с юристом по форме договора, который будете заключать;
  • продумайте запасной вариант (это может быть другая специальность того или иного образовательного учреждения, ступенчатый путь получения желаемого уровня образования: ПУ- техникум – ВУЗ, техникум – ВУЗ, работа и заочное обучение);

подумайте о варианте дополнительной подготовки к поступлению.

В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши учителя, педагоги, родители, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

У вас у каждого на столе лежит пословица, попробуйте объяснить её смысл. (приложение 1)

Пословицы о труде

  1. Труд человека кормит, а лень – портит,
  2. Терпенье и труд - все перетрут,
  3. Маленькое дело лучше большого безделья,
  4. Какова пряха – такова на ней и рубаха,
  5. Каков мастер, таково и дело,
  6. Без топора не плотник, без иглы – не портной,
  7. Какова пряха – такова на ней и рубаха,
  8. Одно дело делаешь – другое не порть,
  9. Умей начать, умей и закончить,
  10. Всякое дело мастера боится

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

А для начала проведем игровую разминку. У каждого из вас имеется бланк «Кто больше знает профессий», возьмите его, пожалуйста.

 

Игровая разминка.

Первая игра: на бланке написаны буквы: К, Р, Ф, П (приложение 2)

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Кто это сделает лучше?

Вторая игра: «САМАЯ-САМАЯ»

А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора (приложение 3)

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  4. Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир, художник...)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
  6. Самая чистая (уборщица, дворник...)
  7. Самая смешная (клоун, пародист...)
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
  10. Самая железная (металлург, токарь, литейщик...)

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас –житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

  • Востребованность на рынке труда.
  • Доходность.
  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
  • Положительное влияние на семейную жизнь.
  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  • Возможность карьерного роста (важно или не важно)

А сейчас вам необходимо взять бланк «Найди ошибку» и выбрать позиции, которыми необходимо руководствоваться при выборе профессии. (приложение 4).

При выборе профессии следует руководствоваться тремя позициями:

  • «хочу» - это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом,
  • «могу» - уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности,
  • «надо» - спрос на профессию, потребность в ней общества.

В нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда». Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.

Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Угадай профессию».

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки соседу нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные присутствующие должны угадать, какую профессию им демонстрируют. (приложение 5)

Прилагаемый список профессий:

  1. Плотник
  2. Пилот
  3. Жонглер
  4. Штукатур
  5. Доярка
  6. Швея
  7. Врач
  8. Художник
  9. Парикмахер
  10. Модель

Классификация профессий по предмету труда

В мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)

  • «Человек - человек»

Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.

Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:

  • воспитание и обучение;
  • здравоохранение;
  • организация и управление;
  • правовая защита;
  • торгово-сервисное обслуживание;
  • культурно-просветительская работа.
  • «Человек-техника»

Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.

  • «Человек - знаковая система

Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.

  • Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
  • Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
  • Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.
  • Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии могут вас заинтересовать.
  • «Человек – природа»

Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.

  • «Человек – художественный образ»

Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.

Среди этой группы можно выделить следующие направления:

  • Организаторские (режиссер, балетмейстер);
  • Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);
  • Исполнительские (кондитер, портной);
  • Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).

Игровая разминка.

- А теперь давайте отдохнем. У каждого на столе лежат карточки с указанной классификацией профессией.

Задание: необходимо назвать профессии, относящиеся к определенному типу из приведенной классификации. (Бланки с указанными на них типами профессий(приложение 6)

Тест ДДО Е.А.Климова

Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).

Подведение итогов.

Хочется, чтобы вы помнили: мир профессий многообразен. И здесь каждый должен сам быть разведчиком. Иногда может помочь совет взрослых. Но бывает и так, что вы сами лучше понимаете себя, свои подлинные интересы, чем даже самые знающие, опытные и любящие вас люди. Самостоятельность как раз и проявляется в том, чтобы знать, когда последовать совету старших, а когда во что бы, то ни стало настоять на своём. Ведь это вам работать, вам жить в том профессиональном мире, в который вы теперь вступаете.

А сегодня мне бы хотелось, что вы сегодня унесли с собой одну мысль, какую бы человек не выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, чтобы не получилось так, как в стихотворении.

СТРАННОЕ ДЕЛО

Странное дело,

А может быть, нет.

Жил-был на свете

Когда-то сапожник.

Был он сапожником

45 лет,

но про него говорили:

Художник!

Странное дело,

А может быть, нет.

Жил-был на свете

Когда-то художник.

Был он художником 70 лет,

Но про него говорили:

Сапожник.

Странное дело,

А может быть, нет.

Н.И.Еременко

«Угадай профессию»

За 1 мин. из разбросанных букв необходимо составить названия профессий.

За каждую угаданную профессию начисляется 1 балл.

«Нарисовать профессию»

На каждую команду необходимы листы бумаги и фломастеры.

Все рисуют одну профессию - врач.

 

Оценка:

30 баллов – работают все, рисунок качественный и творческий, в рисунке отражается содержание труда;

20 баллов – в работе участвуют не все, но рисунок качественный и творческий, отражает содержание труда;

10 баллов – в работе участвуют не все, рисунок с незначительными ошибками, содержание труда отражается не полностью;

0 баллов – в работе участвуют не все, рисунок не полный, не отражается содержание труда.

Возможно промежуточное оценивание, в зависимости от работы команды.

«Назвать профессии на букву …»

Каждой команде дается одна буква. За 1 минуту команда должна назвать как можно больше профессий, начинающихся с данной буквы. За каждую названную профессию начисляется 1 балл.

Буквы «А», «П», «С», «Т», «М».

«Крокодил»

Одному участнику команды дается листочек с названиями профессий (20 – 25 профессий). За 1 минуту представитель команды должен невербально изобразить профессию, а остальные должны ее угадать. За каждую угаданную профессию начисляется 1 балл. Если участник «проговориться», то команда получает штрафное очко.

Названия профессий для игры «Крокодил»

1. Врач.

2. Плотник.

3. Водитель автомобиля.

4. Учитель.

5. Воспитатель.

6. Инженер.

7. Архитектор.

8. Парикмахер.

9. Маникюрша.

10. Электрик.

11. Дирижер.

12. Программист.

13. Бурильщик.

14. Маляр.

15. Следователь.

16. Бухгалтер.

17. Продавец.

18. Официант.

19. Машинист крана.

20. Швея.

21. Уборщик помещений.

22. Кондуктор.

23. Пожарный.

24. Массажист.

25. Гардеробщик.

26. Почтальон.

27. Плотник.

28. Строитель.

29. Сварщик.

30. Слесарь-сантехник.

31. Медицинская сестра.

32. Юрист.

33. Библиотекарь.

34. Грузчик.

35. Тренер.

36. Охранник.

37. Тракторист.

38. Бармен.

39. Кинолог.

40. Учитель физкультуры.

41. Летчик.

42. Директор.

43. Диспетчер-телефонист.

44. Переводчик.

45. Телеведущий.

« Мяч»

На команду дается мяч. У вас минута. Вам необходимо назвать одну профессию и кинуть мяч другому участнику. В свою очередь тот кому достался мяч, так же должен назвать одну профессию. И т.д. Оценивается количество названых профессий. (по одному баллу за каждую названную)

«Реклама профессии»

Командам дается определенная профессия. Их задание – прорекламировать профессию, показать, почему эта профессия востребована, в чем ее плюсы, почему нужно работать по этой профессии.

Профессии: КАМЕНЩИК, ВОСПИТАТЕЛЬ, ПОВАР, ВОДИТЕЛЬ.

Оценка:

30 баллов – работают все, команда убедительна, приводится много четких, аргументированных доводов в пользу профессии;

20 баллов – в работе участвуют не все, приводится много доводов в пользу профессии, часть доводов мало аргументирована;

10 баллов – в работе участвуют не все, приводится недостаточно аргументированных доводов в пользу профессии;

0 баллов – в работе участвуют не все, аргументированных доводов в пользу профессии не называется.

Возможно промежуточное оценивание, в зависимости от работы команды.

«Загадки»

Задаем загадки на тему профессий.

Он на вахте трудовой в час любой:

В шахте уголь добывает под землёй,

Ремонтирует машины в автопарке,

Плавит сталь в цехах он жарких.

У печатного станка стоит все ночи.

Самый главный он и важный, он - …

(Рабочий.)

Пассажиров он встречает

Их билеты проверяет,

Говорит, куда пройти,

Чаем потчует в пути.

(Проводник.)

Иглою огненной портной

Шьёт кораблю

Костюм стальной.

(Электросварщик.)

***

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота —

Всех отвозить по утрам на работу.

(Водитель)

***

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

***

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он…

(Артист)

***

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас.

(Фотограф)

***

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

(Маляр)

***

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?

(Учитель)

***

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Повар)

***

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

(Пожарники)

Громко кашляет Серёжа.

У него бронхит, похоже.

В поликлинику звонят,

А Серёже говорят:

— Ты не бойся и не плачь –

К тебе едет добрый…

(Врач)

***

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их…

(Машинисты)

***

Есть у Андрюши старший брат –

Отличной выправки солдат.

Несет он службу, но притом

Вооружен водой, багром.

Он на посту в мороз и в зной.

Скажите, кто же он такой?

(Пожарный)

***

Мама — золотые руки — Шьет рубашки, платья, брюки,

Папа, я, сестренка Света — Все с иголочки одеты!

(Портниха)

***

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?

(Учитель)

***

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку.

(Шофёр)

***

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу.

(Пограничник)

Хоть на съёмках кинокадра,

Хоть на сцене здесь в театре,

Мы послушны режиссёру

Потому, что мы…

Ответ (актёры)

Я работаю в театре.

Просто тётя я в антракте.

А на сцене – то царица,

То бабуля, то лисица.

Знает Коля и Лариса,

Что в театре я…

Ответ (актриса)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас.

Ответ (Фотограф)

 

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И всё родное, родину любить.

Ответ (воспитатель)

«Самая -самая»

Инструкция: “Сейчас вам предлагаются некото¬рые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по ва¬шему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.

Это могут быть, например, такие характеристики: (Можно называть несколько профессий на одну характеристику)

“самая зеленая профессия”,

“самая сладкая профессия”,

“самая волосатая профессия”,

“самая детская профессия”,

“самая смешная профессия” и т.д.

Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий»

9 класс

Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме;
  • создать информационное пространство о профессиях;
  • развивать любознательность, умение работать в группах
  • прививать интерес к различным видам деятельности;
  • задуматься о своём профессиональном будущем

 

Оборудование:

карточки с описа

Назад

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Контакты

Директор

Терехова Татьяна Ивановна

osterschool@inbox.ru

+7 (48134) 5-39-03

Заместитель директора по учебной работе

Верхогляд Татьяна Валерьевна

wtwoster@mail.ru

+7 (48134) 5-39-63

E-mail: osterschool@inbox.ru

216537 Смоленская область, Рославльский район, с.Остер, ул Школьная, д1