Учебная мотивация школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.
Бабяк Л.Г., учитель русского языка и литературы
Цель данной работы: раскрыть роль совместной творческой деятельности в повышении учебной мотивации школьников.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких,которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельноеприложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. Формирование мотивация учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросами: почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться”, "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
У одних детей он исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации у обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.
Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.
Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порожадются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения.
Такие мотивы могут быть: 1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем); 2) узколичные (мотивы благополучия, престижа): а) Получить хорошую оценку, избежать неприятностей; б) выделиться среди других, занять определенное положение в классе.
Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.
По исследованиям Л. И. Божович, в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способы определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса, заслуживают особого внимания и могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение результата в процессе управляемого познания, усвоения детьми опыта овладения умениями и навыками через социализацию, обучение в широком смысле этого понятия (любой акт обучения - это общение).
Причины низкой мотивации к обучению:
1 неумение учиться
2 социальная дезадаптация
2 трудности в целеполагании
3ошибки воспитательного характера
4 недостатки школьной системы
Неумение учиться
Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированность тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.
· Недостаточный уровень интеллектуального развития, как правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.
· Учебная деятельность так же включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.
· Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых пропусков
· Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой. Ребенка в дошкольном возрасте не приучили делать то, что необходимо, действовать по инструкции взрослого.
· Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться. С точки зрения младшего школьника – все трудно: учить стихи, писать, запомнить таблицу умножения. Постоянные неудачи и трудности приводят к отказу учиться, ходить в школу.
трудности в целеполагании
· Интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу; отсутствие умения ставить цели и преодолевать трудности;
· отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.
· Неумение ставить цели
Сформировать мотивацию учения – это не просто « заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.
Ошибки воспитательного характер
· Гиперопека – безнадзорность и бесконтрольность
· Завышенные требования – отсутствие требований
· Отсутствие единых требований
· Вовлечение ребенка в конфликт
· Значимость образования в семье. Отношение к школе.
Социальная дезадаптация
· Трудности взаимодействие со сверстниками и учителями
· Неумение адекватно выражать негативные чувства
· Непринятие классным коллективом, конфликты
В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:
1. эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций;
2. познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм);
3. волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:
- Что ты сам думаешь об этом?
- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать над этим еще?
- Тебе нравится твоя работа? Почему?
- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?
- Что тебе в этой работе удалось больше всего?
- Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д.
4. Социальные методы: - развитие желания быть полезным; - создание ситуации взаимопомощи; - сотрудничество и т. д.
5. Методическая помощь родителям:
- Рекомендации по режиму дня
- Рекомендации по выполнению домашних заданий
- Формирование единство требований
- обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка
Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я применяю установки и методы обучения, которые способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса:
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
- Учет возрастных особенностей школьников.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Нестандартные формы проведения уроков.
- Создание ситуации успеха.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности.
- Эмоциональная речь учителя.
- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
- Применение поощрения и порицания.
- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду, развитие творческой активности и способностей детей. Стараюсь создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям.
Одна из сторон мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к учению.
При разработке уроков я включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока: элементы эанимательности, игры. Использование логических упражнений вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников. Н-р: «Найди ошибку», «Это правда или нет», «Волшебный карандаш» и мн.др.
Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости, отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. Н-р: «Не такой как все», «Рассеянный художник», «Непослушные утята» и мн.др.
Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.
Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды, ребусы.
Для повышения мотивации учащихся применяю следующие методы и приемы: смена видов деятельности в ходе урока, привлечение учащихся к аналитической и оценочной деятельности, создание проблемных ситуаций, ситуаций успеха, использование заданий для развития творческих способностей учеников, использование игровых моментов, наглядного материала. Слежу за новинками педагогической и методической литературы.
Стараюсь понимать, принимать, уважать, верить в своих учеников. Чтобы учеба приносила ребенку радость, важно их одобрять, поддерживать, быть доброжелательными. Важен положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя; важно занимательное начало урока, настрой на урок.
Для того чтобы внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать, нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока.
Многие формы и методы работы хорошо известны, я постоянно ищу способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое; обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и отношение педагога к своему предмету, к обучаемым и т.д.
Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п.
Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
1.Создание проблемной ситуации.
2.Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
3.Необычная форма обучения: урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов.
4.Разнообразные коллективные способы обучения.
5.Привлекательная цель.
6.Лови ошибку.
7.Нарисуй, как понял.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикую:
1.Уроки - деловые игры
2.Уроки - соревнования
3.Уроки типа КВН
4.Компьютерные уроки
5.Уроки с групповыми формами работы
6.Уроки взаимообучение учащихся
7.Уроки - аукционы
8.Уроки-зачеты
9.Уроки - формулы
10.Уроки - конкурсы
11.Уроки – обобщения
12.Уроки - игры
13.Уроки семинары
14.Уроки – «круговая тренировка»
15.Уроки – игры «Поле чудес».
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
А теперь о применении отдельных форм работы, которые использую на своих уроках.
Много внимания уделяю проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — учитель побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можете задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод.
Групповая работа.
Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы,
можно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Соревнование нужно использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других школьников.
Начиная групповую работу, нужно убедиться, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна, работа в группах очень полезна.
Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Заключая анализ мотивационной сферы учения, отмечу, что учителю следует подходить к мотивации как к постоянно развивающемуся явлению.
Некоторые приемы, которые использую на своих уроказ, я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
- 1. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
- 2. Кредит доверия.
- В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
- 3. Закрепление правил в игре с мячом.
- Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
- 4. В начале урока:
- – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
- – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
- (Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)
- – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
- – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
- 5. “Да- нетка”
- Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:
- – связывать разрозненные факты в единую картину;
- – систематизировать уже имеющуюся информацию;
- – слушать и слышать соучеников.
- Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
- 6. “Оратор”.
- За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
- 7. “Автор”.
- … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
- … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
- … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
- 8. “Фантазёр”.
- На доске записана тема урока.
- – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………
- – Вот видите, как важно…..
- 9. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
- – Что вы уже знаете об этой теме?
- – Подберите слова об этом или на эту тему…….
- –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
- (Не правда ли, звучит, как открытие!)
- 10. “Профи”
- Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Заключая анализ мотивационной сферы учения, отмечу, что учителю следует подходить к мотивации как к постоянно развивающемуся явлению.