МБОУ "Остерская средняя школа" Рославльского района Смоленской области

Директор

+7 (48134) 5-39-03

Заместитель директора по учебной работе

+7 (48134) 5-39-63

216537 Смоленская область, Рославльский район, с.Остер, ул Школьная, д1

Посмотреть на карте

ЭУП «Сочинение: секреты и законы мастерства» 10 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Остерская средняя школа»

 

РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета школы. Протокол от 30 августа 2017 года № 9 УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ «Остерская средняя школа» от 01 сентября 2017 года № 91

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

10 ЭУП «Сочинение: секреты и законы мастерства»

Количество часов на год всего 34ч.; в неделю 1ч.
Рабочая программа составлена на основе программы, «Учебного плана МБОУ «Остерская средняя школа»
Книга для учителя Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2014;
Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2016;
Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. – 2012, № 3;
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2012;
Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2013;
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 2015;
Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно-методическое пособие для студентов и учителей – словесников. – М.: «Флинта» - «Наука», 2010;
Система обучения сочинениям в V – VIII классах. Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Просвещение», 2013.
 
Бабяк Л.Г., учитель первой квалификационной категории
 
2017год
 
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался. Цели курса :
· подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
· гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
· развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса :
· формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
· формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
· овладение нормами русского литературного языка;
· обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
· обучение работе над сочинением;
· развитие коммуникабельности обучающихся;
· воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:
· уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
· на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
· анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
· уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
· обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.
Программа элективного курса “Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения ”.
Содержание программы
· Вводное занятие-2
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
· Пишем сочинение-6
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.
· Сочинение разных жанров- 26
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Методические рекомендации
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.
На ЕГЭ при выполнении задания С небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
 
 
Учебно-тематический план №п.п. Тема Количество часов Дата
I. Вводные занятия
1. Прежде чем писать сочинение 1
2. Основные требования при написании 1
сочинений
II. Пишем сочинение
1. Тема сочинения: выбор, осмысление,раскрытие; текст: тема, проблема, 1 позиция автора
2. Композиция сочинения или как начать 1 и завершить сочинение
3. Организация материала при помощи плана 1
4. Роль эпиграфа и цитирования в сочинении 1
5. Анализ предложенного учителем сочинения 1
6. Средства художественной выразительности : 1
1)Тропы
2) Фигуры речи
III.
· 1. Сочинение разных жанров
1). Сочинение – доклад 1
2). Сочинение – литературный обзор 1
3). Сочинение – читательский отзыв 1
4.) Сочинение в жанре литературно-критической статьи 1
5). Сочинение – характеристика литературного героя 1
6). Сочинение – читательский дневник 1
7). Сочинение – анализ лирического произведения 1
8 ) Сочинение – письмо 1
9). Сочинение – интервью 1
2. Практическая работа. Пишем сочинение 2
3. Саморедактирование сочинения 1
4. Сочинение – рецензия
1) Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые
к рецензии 1
2) Оценочные слова и речевые клише 1
3) Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…” 1
4) Подготовка к написанию рецензии 1
5.Практическая работа. Cочинение – рецензия. 1
6.Анализ ученических сочинений 1
7. Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений 1
8.Оформление и оценивание сочинений 1
9. Сочинение на свободную тему :
1) Свободные темы на литературном материале 1
2) Свободные темы не на литературном материале 1
3)Обзорные сочинения по литературе второй половины XIX века 1
10 .Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации ) 1
11. Итоговая работа. Пишем сочинение 1
12. Анализ ученических сочинений 1
Итого : 34

Автор: Бабяк Л.Г., учитель русского языка и литературы

Назад

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Контакты

Директор

Терехова Татьяна Ивановна

osterschool@inbox.ru

+7 (48134) 5-39-03

Заместитель директора по учебной работе

Верхогляд Татьяна Валерьевна

wtwoster@mail.ru

+7 (48134) 5-39-63

E-mail: osterschool@inbox.ru

216537 Смоленская область, Рославльский район, с.Остер, ул Школьная, д1