Тема урока: «Многообразие земноводныхих значение и охрана»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
1) обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- принятие социальной роли обучающегося.
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
2) метапредметных результатов:
- фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
- умение планировать и регулировать свою деятельность.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
- владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
- умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.
- смысловое чтение.
- готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.
- продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
- использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.
-формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
3) предметных результатов:
- описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных,
- определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам.фотографиям, рисункам.
- устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания
Методы обучения: частично – поисковый.
Оборудование: видеопроектор, презентация урока «Многообразие земноводных их значение и охрана», флеш-анимации, ноутбук на каждую группу, приложения с дополнительным материалом, иллюстрации ,поисковые листы, цветные карандаши, живые объекты ( лягушки в аквариуме ), чёрный ящик с ластами комуфляжной тканью, карта путешествия по болоту,
Эпиграф к уроку на доске: «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны». (Марк Твен)
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
Здравствуйте те, кто весел сегодня ! Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуйте те , кто молчит!
Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи! У меня в руках поисковый лист и у каждого из вас есть такой – же . С ними вы будете работать на сегодняшнем уроке .Обратите внимание на нём в углу изображён символ «Сосуд знаний». Заполните свои сосуды ровно настолько, сколько знаний вы принесли с собой на урок, а с помощью цветных карандашей покажите своё настроение .
Хорошо. Я увидела ваше настроение , да и знаний у вас достаточно поэтому желаю вам собранности и отличной работоспособности!
Отложите свои поисковые листы в сторону.
– Ребята, обратите внимания на слова Марка Твена.
«Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны».
Что они означают? – На сегодняшнем уроке мы с вами еще больше узнаем об этом.
Учитель: Мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных.
Тема урока: Многообразие земноводных, их значение и охрана (Запишите тему в свои поисковые листы ) слайд№1.
Чтобы успешно справится с темой урока ,нам с вами необходимо выполнить следующие задачи (слайд№2)
Учитель: (слайд№3) А сейчас внимательно послушайте песенку водяного.
«…. Пиявки и лягушки, фу какая гадость!»
А каково ваше отношение к лягушкам?( Учитель на каждый стол ставит сосуды в которых находится лягушка) Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:( ответы учащихся: скользкие, холодные , противные ,страшные, мерзкие ,из-за них бывают бородавки.)
Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. И каждое задание это новый этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. От того насколько правильно вы ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!
Учитель: Для путешествия мы разделены на группы .Каждая группа снабжена для работы ноутбуками, поисковыми листами , учебниками, приложением №1, №2 с дополнительным материалом, иллюстрациями. Посмотрим, какая группа будет работать более продуктивно.
Учитель: Итак, первая наша станция «Объясни»
Обсуждение ответов.
1.Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?
(совещание в группах, кто быстрее ответит) (Ответ:(Мы считаем что это правда .Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки , втягиваются внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды). Мы согласны У лягушки действительно глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)
2.Внимание на экран …Видеофрагмент из мульфильма «Лягушка – путешественница» слайд №6
Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)
Учитель:
На эту тему нам подготовил сообщение……
Сообщение №1
Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?
Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.
Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.
Следующая станция «Практическая»
Учитель: Сейчас вы будете работать в группах с ноутбуками и флеш-анимациями.
Итак задание:Нам необходимо препарировать лягушку. Открываем флеш-анимацию «Внутреннее строение лягушки» и приготовьте тестовый режим (слайд№8) на работу выделяется 2 минуты потом сравним ваши результаты с правильными ответами на экране.
Следующая станция «Музыкальная»
Учитель: А сейчас прослушайте детскую песенку «В траве сидел кузнечик». Какие ошибки допустил автор с биологической точки зрения?
(1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.
Учитель:
Ну вот ребята, наша небольшая разминка закончена.
Сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока.
На карте этот этап называется "Новые сведения".
И много трудного и необычного он нам подготовил. В этом вы скоро сами убедитесь. Мы познакомимся с многообразием земноводных.
А я вам желаю видеть новое в обыденном!
Изучение нового материала.
Проблема:
Учитель: Ребята, давайте поработаем с флеш-анимацией «Амфибия или рептилия?»
поможем юному натуралисту разделить животных. (работаем 1-2 минуты). Я вижу это задание вызывает у вас трудности.
Учитель: Какие трудности вы испытываете?
Учитель: Итак ребята, к этому вопросу мы обязательно вернемся, но для этого мы должны изучить многообразие Класса Земноводные.
Учитель: Внимание! Проблемный вопрос(слайд.Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.
(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины). Правильно!
Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.
Учитель: Итак, давайте составим схему классификации земноводных.
Учитель: Почему слово "земноводные" выделено разными цветами? Какая среда для них предпочтительна?
(ответы детей: земноводные нуждаются в двух средах: наземной и водной.)
Учитель: А сейчас поработайте с текстом параграфа 43 в ваших учебниках . И через одну минуту каждая группа должна быть готова дать краткую характеристику своему отряду. ( 1 - Бесхвостые, 2 - Безногие, 3 – Хвостатые )
Учитель: Давайте послушаем что у нас получилось. Решите , кто будет выступать от каждой группы?
Ребята , а все не просто слушают но и заполняют таблицу № 2 в поисковых листах.
Учитель: А сейчас вам предстоит из предложенных на иллюстрации животных выбрать представителей своего отряда .По завершении работы каждая группа перечисляет представителей своего отряда. И записывают в поисковые листы.
Учитель: А теперь физминутка! Слайд. Давайте отдохнём под забавную и знакомую вам музыку.У вас есть возможность вспомнить и повторить некоторые повадки земноводных.
Молодцы ! Я вижу заряд положительных эмоций.
Учитель: Ребята, давайте поработаем с приложением №1которое находится на ваших столах. Изучите материал и будьте готовы зачитать данные которые вас поразили. (учащиеся зачитывают 2-3 интересных факта.
(Ножные ласты.Луи де Корле в 1929 г.)
2.Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки.
(комуфляжная ткань).
3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза
(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов.Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)
Учитель: Очень сложный вопрос. Но не думайте, что вы проиграли. Вы победили
Потому что познакомились с новым словомиз области бионики.
Учитель: Ребята оказывается земноводные приносят огромную пользу!
Может быть кто-то из вас знает чем ещё могут быть полезны земноводные?
1.Регуляторы численности беспозвоночных животных.
2.Объект питания позвоночных.
3.Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.
4.Объект для научных исследований.
Индикаторы чистоты окружающей среды.
5.Пища для человека в некоторых странах.
После этого учащиеся записывают в тетрадь значение земноводных.
Кристина: Здравствуйте Ребята!
Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!
А теперь мы завершаем путешествие по болоту и последняя станция "Логическая" одна из самых трудных! Будьте внимательны!
Вывод по уроку.
Учитель: Ну вот ребята и подходит к концу наше путешествие.
– О чем говорили сегодня на уроке? (Ученики перечисляют). Да, ребята, мы сегодня многое узнали о земноводных.
Но давайте вернёмся к словам М. Твена: на что же способна лягушка?
– плавать;
– прыгать;
– летать (японская веслоногая);
– жить без легкого (безлегочные саламандры и тритоны);
– уничтожать насекомых слизней: лягушек, ящериц, змей ( жаба-ага и лягушка бык);
– лечить (яд из кожной слизи тропических лягушек).
Рефлексия.
Какие эмоции вызывают у вас лягушки, жабы да и все земноводные? (Выслушиваются аргументированные мнения ребят).Если у вас изменилось отношение к земноводным и вы испытываете добрые чувства к ним то подарите пожалуйста нашей лягушке капельку дождя ведь она его так любит!!! ( Ребята приклеивают по желанию голубые капельки на аквариум с лягушкой)
Учитель :Ребята, давайте с вами выполним ещё одно упражнение , оно называется « КОМПЛИМЕНТ». Подумайте и скажите комплимент тому товарищу , который на ваш взгляд бы вы хотели за что – то похвалить : может быть за быстрые ответы , за активное участие на уроке , за интересные сообщения , за поведение на уроке и т.д. (учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.)
Учитель. Молодцы,ребята, вы смогли оценить друг друга а теперь оцените себя!
Заполните пожалуйста анкету! ( Самоанализ)
интересно/не интересно
Дом.задание
Учитель: Ребята поверьте сегодня мы получили лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит изучить п.42 и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:
Приложение№1
Как дышат земноводные, почему они получили такое название?
Приложение№2
Приложение №2
Кольчатая червяга
Дышат безногие голой кожей и легкими. Точнее – одним легким. Оплодотворение внутреннее. А живорождение у червяг – обычное дело. Лишь некоторые выводят детей из яиц где-нибудь в ямке у воды. Мать, по-змеиному свернувшись вокруг слизистого шнура, начиненного икрой, охраняет его и увлажняет выделениями своего тела – иначе икра быстро высохнет и погибнет. Живородящиечервяги вольны в своих передвижениях. Но чем кормятся зародыши, которых они в себе носят? Маточным молоком! Этот редкостный пищевой продукт производят стенки яйцеводов червяги.
Личинки некоторых червяг несколько недель или даже два года живут в воде (у них есть глаза и жабры), но после метаморфоза к воде им лучше не приближаться: захлебнутся. Юные червяги других видов, минуя личиночную водяную стадию (завершив метаморфоз в яйце или в яйцеводах матери), сразу начинают тайную подземную жизнь. Денно и нощно они роются под листвой, в сыром гумусе лесных почв, в гниющей на земле древесине, под камнями. Улитки, черви, насекомые – их добыча. Некоторые червяги, поселяясь в муравейниках и термитниках, кормятся их бесчисленными обитателями. Почему воинственные насекомые терпят разбой в своем доме и не закусают насмерть голокожих квартирантов? Кожная слизь у червяг едкая, и, возможно, это их спасает от гибели. А 18 южноамериканских видов червяг всю жизнь, даже во взрослом состоянии, живут в реках, прудах и ручьях, кормятся личинками других амфибий, рыбьими мальками и прочей мелкой живностью.
о хвостатых амфибиях. Сейчас этот отряд разделяют на 10 семейств.
К семейству саламандровых относятся тритоны. Весной они живут в воде. Безобидные, симпатичные, не спеша скользят они меж листьев рдестов и роголистника, лежат на иле, раскинув лапки, будто бы в ленивой задумчивости. Всплывут глотнуть воздуха и, пустив пузырь, уходят вертикально вниз, энергично работая хвостом.
В воде у тритонов проходят сватовство и свадебные игры. Самец, пока он холост, кидается в сторону всякого плывущего мимо тритона. Разочарования нередки. Но когда самцу встречается готовая к размножению самка, начинается ухаживание. Тритон-самец преграждает самке путь. Затем подается назад, пытаясь увести ее за собой. Если она послушна, он быстро разворачивается и плывет в особой указующей манере, слегка переваливаясь с боку на бок. Хвост чуть приподнят вверх, как сигнальный вымпел. Почти упираясь в него, плывет сзади самка. Раскинув лапки, тритон-самец опускается на дно, извергает из клоаки сперматофоры – студенистые «пакеты» с молоками. Самка поглощает их своей клоакой, в которой они оплодотворяют яйца. Яиц может быть несколько сотен, и каждое положит тритониха на подводный листочек, конец которого загнет задними лапками. На 14–15-й день хвостатая личинка вылезает из икринки. По бокам ее головы топорщатся перистые жабры, а ниже под ними – чуть приметные зачатки передних ног. Сутки она голодает, неподвижно затаившись среди подводных трав. Назавтра у нее прорежется миниатюрный ротик, и личинка будет жадно хватать снующих вокруг дафний, циклопов и мелких комариных личинок. Два-четыре месяца личинка живет в воде, растет и постепенно превращается в тритона. Когда это произойдет, молодой тритон выйдет из водоема на сушу.А взрослые тритоны покинули водоемы много раньше и живут в лесах и парках, в сырых оврагах... Только по ночам выползают они из нор в земле, из щелей в гнилых пнях, из-под опавших листьев и ищут слизней, дождевых червей, сороконожек, клещей, гусениц... А с октября по апрель беспробудно спят, опять-таки под корнями, в кучах листвы, в норах кротов и мышей, в разных подземельях.
В конце марта-апреле тритоны покидают зимние квартиры и вновь ползут к воде, в стихию предков, чтобы дать жизнь новому поколению.
Огненная саламандра
А теперь я расскажу о саламандрах. Самая известная – огненная саламандра, черная с ярко-желтыми пятнами, до 32 см длиной. Весной или в начале лета самки огненной саламандры ненадолго отправляются к ручьям, чтобы родить в воде детенышей и вернуться на сушу. Днем саламандры, как и тритоны, прячутся. В сумерках и ночью бродят там, где влаги больше, где сыро, выискивая червей, слизней, насекомых. Умеют быстро бегать, хватают на лету насекомых, резво подпрыгивая сантиметров на пять. Брачные игры проводят на суше. Саламандра-мать почти год, до следующей весны или лета, носит в яйцеводах несколько десятков развивающихся яиц. Собираясь рожать, приходит к ручью, реке, реже – к непроточной заводи либо просто к колее от колес, наполненной водой, и, слегка погрузившись в воду на мелком месте, освобождается от яиц. Личинки в них уже вполне сформировались, разрывают «скорлупки» и уплывают.
Амбистомы, хотя и похожи на европейских саламандр, – отдельное семейство хвостатых амфибий. Родина их – Америка. Весной амбистомы переселяются в пруды и ручьи и там размножаются. Личинки превращаются во взрослых амбистом через год или больше, а некоторые никогда не превращаются! Таков, например, многим хорошо знакомый аксолотль. Неотения – так называется размножение животных, так и не ставших взрослыми. Аксолотль – как раз такая «вечная личинка».
Обитая в самых разнообразных местах и питаясь опасными для жизни растений насекомыми и другими беспозвоночными, земноводные приносят огромную пользу садам, огородам, полям, лесам и лугам (сенокосам), а значит, человеку. Среди вредителей, которые при неконтролируемом размножении способны уничтожить практически весь урожай, первое место занимают насекомые. А ими питается подавляющее большинство лягушек, жаб, квакш и саламандр. Кроме того, эти земноводные истребляют несметное количество слизняков.
Автор: Волкова Галина Александровна, учитель МБОУ "Остерская средняя школа"