Из опыта работы «Реализация ФГОС через внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
Cовершенствование современных образовательных технологий является одним из основных ресурсов повышения качества образования.
Большинство из нас, учителей, обладает определенными знаниями о современных образовательных стандартах. Нас информируют о них на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д.
С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед учителями ставится задача не только дать обучающимся знания, но и научить их самостоятельному поиску, т.е. научить учиться. Именно это и становится залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Свою задачу, как учителя, я вижу в том, чтобы из всех образовательных технологий выбрать те, которые помогут создать свою собственную методическую систему преподавания, с учетом способностей обучающихся и своих возможностей. Такая система, конечно, есть у каждого опытного педагога, причем, у каждого она своя.
Для того чтобы иметь хорошие результаты в обучении, необходимо повышать познавательную активность учеников и интерес к своему предмету. В этих целях я использую на уроках различные современные образовательные технологии, в том числе - информационно-коммунникационные.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
В использовании информационно-коммуникационных технологий на своих уроках я выделяю 3 направления:
1 направление. Использование программных продуктов
Электронные приложения к учебникам, учебные электронные пособия; дополнительная информация, полученная посредством ресурсов сети Интернет; мультимедийные пособия; учебные презентации и др.
2 направление. Использование наглядных пособий
Фотоколекции, видеозаписи, таблицы, схемы, презентации (как учителя, так и ученика), анимации различных явлений и процессов жизнедеятельности живых организмов, что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс.
Применение ИКТ осуществляется на разных этапах урока.
При проверке знаний я применяю различные терминологические разминки, задания: на определение лишних объектов, на соответствие и установление правильной последовательности.
При объяснении нового материала:
- повышается уровень наглядности урока;
- экономится времени и поддерживается высокий темп урока;
- у обучающихся развивается наглядно-образное мышление и познавательный интерес.
При закреплении нового материала применяю тесты, тренажеры (например, уроки биологии «Кирилла и Мефодия»), задания по заполнению пропусков или с выбором ответа, виртуальные лабораторные задания и пр..
Преподавание биологии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Но такая работа по предмету часто затруднена из-за нехватки учебного времени на ее подготовку и проведение, анализ результатов работы, недостатка современного материально-технического оснащения. Кроме того некоторые биологические процессы отличаются сложностью и детям легче усваивать абстрактные обобщения, то есть понять процесс или явление с помощью мультимедийных моделей. Я считаю их наиболее эффективными формами представления материала по биологии.
Мною накоплена богатая подборка урочных презентаций, которые представляют учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией. Благодаря техническому потенциалу мультимедийных технологий учебный материал представляется в виде анимированных изображений. При этом они позволяют не просто оживить слайд в процессе демонстрации, но и привлечь внимание обучающихся к той части изображения на экране, где находится наиболее важная информация.
Конспекты уроков оформляются мной при помощи текстового редактора Microsoft Word. Программа Microsoft Excel позволяет анализировать, составлять диаграммы, наглядные отчеты. Демонстрация материала возможна благодаря программе Microsoft PowerPoint. Элементы визуального ряда для сопровождения урока я беру в сети Internet, сканируя фотографии и рисунки из источников литературы (энциклопедии, справочники и т.д.). На уроках использую видеофрагменты. Медиа–коллекция, включающая в себя большое количество представителей по всем царствам живой природы, позволяет сделать урок информативным и наглядным.
3 направление. Контроль посредством ИКТ
Мною используются: ЭОР, компьютерные тесты с разноуровневыми заданиями, такими как: закончить предложения; какие утверждения верны;
с выбором одного ответа из четырех, на установление соответствия или последовательности.
Так же с применением ИКТ привлекаю школьников к созданию презентаций и проектов. Данный вид деятельности повышает познавательную активность обучающихся, позволяет им реализовать свои творческие способности. У детей возникает желание не только самому получить знания, но и поделиться ими. Ребенок приобретает опыт публичного выступления.
Итак, в процессе преподавания я использую следующие формы работы:
- приучать обучающихся к самостоятельной работе с материалом;
- активизировать познавательную активность школьников, желание изучать предмет;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.
Анализируя опыт своей работы, с использованием ИКТ на уроках биологии, могу с уверенностью сказать, что они дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не может заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию обучающихся к изучению биологии.
Внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В результате использования ИКТ развивается познавательная активность обучающихся на уроках, повышается качество знаний, наблюдается рост мотивации, участия ребят в конкурсах, конференциях, в проектной и исследовательской деятельности.
Автор: Волкова Галина Александровна, учитель МБОУ "Остерская средняя школа"